Моё суженое, моё ряженое. Страница 16 Создающая добрую сказку
Выставка по документам Фалалеевой Л.С.

Фалалеева Лидия Сергеевна — мастерица дымковской игрушки, Заслуженный художник РСФСР

Моё суженое, моё ряженое. Страница 16

Прошло 9 лет.

Когда меня пригласили с персональной выставкой в Италию, в Милан, подумалось: все, наверное, не случайно. Девять лет назад, когда я летела в Японию, рядом сидели музыканты из Италии, один из них мне тогда в самолете подарил павловский платок с розами, и этот платок стал для меня вроде визитной карточкой. Тогда, расставаясь, итальянцы настойчиво приглашали в Италию. И вот вместе с организатором поездки Надеждой Алексеевной Коровиной я лечу в Милан.

Итальянцы встретили, проводили до гостиницы - все быстро, как будто в спешке. Сказали: завтра в 9 утра встречаемся в фирме «Домус». По карте города Милана с ручкой в руках, опираясь на локоточки, мы поплыли. И смело решили, что пойдем пешком, не расходовать же лиры! Откуда и смелость взялась: решили, что пойдем прямо сейчас, чего там утра ждать! Сегодня вечером пройдемся, а завтра утром по знакомым улицам добежим быстро. Пошли мы по прямой, а улицы как бы полукругом. Вот тут где-то должны пересекаться, а они - снова полукругом. В конце-концов потеряли ориентир и решили вернуться. Обратно идем, соображаем:

вроде всё правильно, но гостиницы "Минини" нет. Кругом, кругом, по прямой, а где отель «Минини», не видно. Спросили прохожих, а там один ответ: «Синьорины, такси, такси!» Да какое там такси! Ну вот, кажется, где-то рядом, а не видим. Покрутились, покрутились, поразглядывали чужую необыкновенную красоту, еще чуть вперед прошли и уткнулись сами в гостиницу «Минини», только со стороны двора.

На другой день решили: только на такси, быстро и надежно.

31. Надежда Алексеевна сдерживала меня от эмоционального всплеска: «Все в порядке, все нормально, вятская игрушка достойна этого!»

В выставочном магазине-салоне я сразу стала раскладывать свои милые игрушки. И вдруг неожиданное: эмоциональные итальянцы, увидев через окно нарядное, праздничное, с ходу окружили меня и выражали восторг: «Белло, белло, беллисимо, сеньора!» Нам хватило дня, чтобы сделать экспозицию, каждой работе определилось свое место. Стояла композиция «Деревенька милая, снишься ты во сне...». В нее входили осенние деревья, рыжие, желтые, стронциановые, ржаные поля, пастух на дереве и стадо коров, баранчиков, лежащие хрюши под деревом. Символом был большой индюк «Радуга». И вдруг мы с Надеждой Алексеевной зашли на выставку и увидели настоящую радугу, которая образовалась сама по себе. Яркое солнце светило, преломлялось в толстом стекле и делало свое дело: медленно двигалось солнце по небосклону, и так же медленно передвигалась над полями радуга. Как бы само солнце гуляло над всей моей игрушкой. О, боже! Как природа мне помогала оживить игрушку еще больше. Еще ярче! Сусальное золото на коронах индюков, на шляпах у барынь, на кокошниках, на эполетах у офицеров - все сияло, все с необыкновенной силой проявилось при естественном освещении. Прелесть!

На открытии выставки устроили фуршет; я сначала не совсем и поверила, что это все из-за моей выставки. Сколько же было цветов! Все в солнечной гамме: от светлого стронцианового через лимонный, желтый насыщенный, кадмий, золотистую охру и до оранжевого цвета. Живые цветы были поставлены в питательные губки в прелестное кашпо, и каждому цвету найдено своё место. Надежда Алексеевна сдерживала меня от эмоционального всплеска: «Все в порядке, все нормально, вятская игрушка достойна этого!»

Угощение было подано яркое, как будто игрушечное. Я все разглядывала: неужели съедобно все это? Итальянское шампанское - красивые бутылки стояли в красивых ведерках, и каждая бутылка обложена кусками льда.

Добрые слова сказали за то, что мы, народные мастера, все это веками храним, и за то, что нам, народным мастерам, помогают. Сколько же народу собралось на открытие! Но все держались с достоинством, общались, угощались, говорили комплименты. Никто никуда не спешил, как будто живут без проблем.

На второй день пригласили на пиццу. Печь, и в ней пыхтят от жары крупные угли, переливаясь огненным цветом, переходя из одного угла печи в другой. Вглядываясь во все это, притихаешь, потому что попала в сказку. И сразу становилось всех жаль, кто мне близок, и себя. Как-то все не так живем, на военную разруху ссылаемся. Ну да что уж тут, надо только благодарить судьбу, что удалось прикоснуться к иной жизни.

Были встречи с посетителями выставки. Жаль, что не дали журнал фирмы «Домус», где был напечатан материал об этой выставке и фотографии.

Я, довольная тем, что меня поняли и приняли итальянцы вернулась с хорошим праздником в душе, снова захотелось жить и работать, и мечтать о будущем. Одно было плохо, что не знала языка. Как ни объясняйся мимикой и жестами, все равно неловко себя чувствуешь. Как было бы хорошо, если бы знала язык! Особенно хотелось разобраться, когда была в театре «Ла Скала» - захватывающая музыка, статные длинноногие артисты - как все интересно!