Моё суженое, моё ряженое. Страница 12
Только наше поколение знает Лидию Николаевну Никулину, она учила нас, показывала, как лепятся цирковые козлики, наездники на них, олени и другие игрушки. Художники настраивали нас обратить внимание на игрушку Никулиной - настолько она необыкновенна, динамичная, не крупная, яркая по цвету, живенькая. Я бы сказала - какая-то вольная, неуклюжая, разухабистая. Лепила и, наверное, думала: "Куда хочу, туда и поверну". Вглядишься: барышни как бы движутся за счет оборок, которые в несколько рядов, шляпа как бы набекрень, но красиво угадано, красивые капорочки, руки положены так, что ладно держат сумочк, зонтик или собачку под мышкой.
Удивительно притягивали ее старики, и хотелось лепить тоже на стульчике, но своего; того, никулинского, не скопировать - сидит на стульчике, ноги тонюсеньки, как две колбаски, большая шляпа, черные волосы, красивая цыганская борода, и играет на балалайке. Хорош! Полюбила эту игрушку 43 года назад и не разочаровалась. Ее мужики дали толчок на поиски своих типажей. Лидия Николаевна десятками лепила лодочников - небольшие фигурки сидят в одиночку, то барыня в шляпе с собачкой, то охотник с ружьем, и все с веслами, как бы двигают лодку. Любила лепить оленей, самоедов, всадников на оленях. Говорят, будто бы на оленях приезжали в Дымково в незапамятные времена, поэтому мастерицы и лепят их. У нее если вглядеться в самоеда, сколько грации, как он посажен, как олень рога взметнул, по-своему, грациозно - вот в чем прелесть! Нарядные барыни - три четыре оборки на юбке и то разного цвета, то одного: то розовые, то синие, то желтые. И легкая небрежность: то широкие, то узкие и как бы развеваются по ветру - отсюда и движение. А если без оборок юбка, то по ней рассыпаны круги ультрамарина, а по ним стронциановые точки или оранжевая полоса - неожиданные контрасты. А меня как-то все уводило в сторону, вроде как слышу: не делай, это не твое. Жаль, что мало пожила Лидия Николаевна Никулина. Сегодня ее игрушки есть во многих музеях.
Лидия Николаевна тоже из Дымкова, только в последние годы жизни перебралась в город. Легкая в общении, добрая, с загадочной улыбкой, добрые глаза с лукавинкой смотрели в этот мир улыбаясь. И это сближало ее с собеседником, хотелось говорить, как можно дольше с ней быть, хотелось понять какую-то тайну, может быть, тайну легкого общения с людьми. Она сама, наверное, не подозревала, как с ней хорошо, как хотелось смотреть ей в глаза наслаждаясь. Так же приятны и ее игрушки.
Мастерицам, не видевшим при жизни Елизавету Александровну Кошкину, есть возможность разглядеть отличные фотографии: она за работой, расписывает, тут же огромный ком глины, медник с ковшом, деревянная лопатка. Рядом уважаемый Алексей Иванович Деньшин, он как бы дополняет внутренний мир мастерицы, они словно живут одними заботами. Уверенность, деловитость, спокойствие - этим все сказано. Платок ей к лицу, и очки ей нисколько не мешают - женственность, умение держаться, привлекательность. Вот такой видела каждый день свою маму Зинаида Федоровна Безденежных. Она не только жила среди обилия ярких нарядных игрушек, но и помогала матери расписывать игрушки.
У самой же Зинаиды Федоровны они совсем другие - легкие по цвету, такой ажурный орнамент присущ только ей.
Чтобы принести две корзины, где упакованы глиняные игрушки, на художественный совет, Зинаида Федоровна переплывала реку Вятку. А потом еще надо было подыматься в гору по Раздерихинскому оврагу да еще сколько тащиться по городу. Так она зарабатывала пенсию, а ей было уже 60 лет. Полная, грузная, с крупными чертами лица, с твердым характером, гордая, требовательная. Семья Безденежных жила в Дымково в деревянном доме, было полное хозяйство: держали поросят, кур, гусей, выращивали овощи. И вот все эти бытовые сценки, своих любимых животных она приносила в игрушку: «Хозяйка обрезает морковь», «Грядки с капустой», «Долгостанистая корова с черными пятнами и хозяйка», «Хрюша с поросятами». Вылепив свое хозяйство, куда и сама влилась полностью, она везла игрушку на художественный совет. С достоинством расставляла на стол курочек с цыплятками, индюков, доярок, поросят, барынь и нянь с пышным рукавом - то с одним ребенком, то с двумя. Только у нее был узнаваемый кокошник - без всякого выгиба, прямой, любовно украшенный тремя розетками из оборочек. Мастерицы старались копировать, но ведь сразу видно, что это копия, плохая, за свое выдать никак нельзя Это могли делать только ее руки. Крупная, статичная по лепке юбка-колокол и раскидистый по юбке фартук, который далеко уходит назад, прекрасно распределив оборки по бокам. Роскошно, как никто другой ажурно распишет - все выверено, аккуратно, и легкое дыхание в орнаменте и в цвете.
Она была председателем художественного совета, с нас очень требовала такой же качественной игрушки. Если конь чуть шатается, неустойчив, она скажет: «He принимать!» У нас не хватало мастерства, и много игрушек отставляли.
Большое разнообразие мы видели в игрушках Безденежных, и нас не удивляло то, что художники не скупились на комплименты. Работ у нее было много: и маленькие птички, и роскошные индюки, барыни в шляпах - они были статичны, стояли как вкопанные, а в основном – няни. Как раскинет все это богатство, дух захватывает. Труженица, что тут скажешь! Подавала пример, как работать надо. Однажды наготовила много игрушек, подготовила на художественный совет, а организм не выдержал с такой нагрузкой. Теперь стоят ее игрушки в музее, и все могут приобщиться к этой красоте.
Рядом с З. Ф. Безденежных жила и работала Евдокия Захаровна Кошкина, со своим почерком, со своим отношением к делу. Статичные, нарядные барыни, танцующие пары. сценки в лесу, своеобразные козлы, бараны, коровы, сидящие барыни. И простые мужики. В этой простоте была своя изюминка, по которой всегда можно узнать игрушку Кошкиной. Человек она была очень скромный, как бы забитая жизнью.
Еще одна мастерица жила в Дымково - Зоя Васильевна Пенкина. Она, как и Безденежных, лепила и расписывала игрушки в собственном доме, и обжигала в русской печке на дровах, и приносила в Дом художника, чтоб заработать пенсию. В то же время она учила нас, если что-то не получалось, старалась успокоить: «Да вы чего, девочки? - говорила она. - Глинка - это такой материал: много взяла - оторви и брось, мало - возьми и прилепи». Это были азы лепки. А расписывать начнем - у нее одно наставление: «Краска краску красит». Вот и вся наука! Сидеть с ней за одним столом было одно удовольствие, все было легко и просто, как-то играючи, смешно и весело. «Чего там бояться? Ведь игрушки делаются из комочка», - и она старательно и шустро между ладонями шлепала этот комочек - получается лепешка. А потом указательный палец обернет лепешкой из глины, защипывает кругом, снимает с пальца - и получилось пустотелое гузнышко. Прилепит голову коня и заточенной палочкой в виде лопаточки проткнет два-три отверстия - должен получиться свист. Мы все так же сделаем, да не тут-то было, шип получается, как ни дуй - не свистят. Все понятно, значит, надо самой доходить, копаться в глине надо. С годами научилась: может свистулька свистеть, как милицейский свисток, а бывает - как бочку дуешь.
Игрушки Зои Васильевны Пенкиной были очень интересны, привлекали внимание нарядом и цветом, особенно барыни - в разнообразных кофтах, и шляпы шикарные, розовые (она одного розового давала оттенков 5-6), широкополые шляпы с перьями, с финтифлюшками какими-то. Что она хотела, и не поймешь, ей одной понятно. Спросишь - все объяснит, много-много наговорит, запутается и в заблуд заведет. И покажет с таким удовольствием: то сумочку прилепит, то зонтик, то муфту. Ей одной был присущ глубокий ритм оборки: ведет по подолу барыни сзади снизу и уводит вперед до талии - и ведь правда, интересная барыня получается, а потом прилепит модный воротник. Шустро все делала.
Когда она нас учила, произошел такой случай. По программе мы должны были лепить льва. Вылепили, обожгли в духовке, и своего она домой не понесла, обжигала вместе с нашими. После обжига все разобрали своих да попутали, она взяла моего и расписала. Ну, а я почувствовала сомнение что-то то, да не то - это же были мои первые шаги в лепке. Все-таки я тоже ее льва расписала. Поставили на совет. У меня Зои Васильевны льва не приняли, а мой пошёл на склад. Стали разбираться: и правда, ее косички на гриве более свободно лежат, а мои жгутики-косички круто закручены. У обоих львов хвосты колобушкой, по гриве только и узнали. Хороши были оба льва! Разглядели, узнали своих, посмеялись вдоволь - большого греха не было - и успокоились, зато моя зарплата повысилась на 82 копейки.
- Моё суженое, моё ряженое...
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 1
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 2
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 3
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 4
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 5
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 6
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 7
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 8
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 9
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 10
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 11
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 13
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 14
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 15
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 16
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 17
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 18
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 19
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 20
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 21
- Послесловие
- Послесловие. Страница 2
- Вятские поэмы о любимой дымке
- Иллюстрации