Моё суженое, моё ряженое. Страница 11
Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина была родом из Питера. Там она закончила гимназию, мечтала быть актрисой. Но семья переехала в Вятку. Здесь она стала учиться в драмшколе, а там историю искусств преподавал Алексей Деньшин. Вот и познакомились. Он тогда уже закончил в Москве училище живописи, ваяния и зодчества, где для натюрмортов ставили мезринские игрушки. Потом он выпустил альбом про дымкоаские игрушки; сами игрушки он раписывал от руки, потому что удалось издать тьлько черно-белую книгу. Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина всегда работала дома. Мы, молодые мастерицы, настойчиво просили, чтоб художники пригласили ее в мастерские: познакомиться, посмотреть, пообщаться.
Она пришла. И мы поняли, что это совсем другой человек, и игрушка у нее другая. Величественная, неторопливая в разговоре, каждое слово выверено, весомо, боязно и вопрос задать - не знаешь, какой ответ получишь. До своей игрушки она мало кого допускала. Две-три штучки мы могли видеть только на выставке, она ревниво оберегала свою игрушку.
В 1970-е годы у нее была персональная выставка в Москве. Я у нее всего-то видела не больше 10 игрушек, а тут - выставка. Я предложила Але Трефиловой съездить в Москву на один день, мол только посмотрим - и обратно. Аля охотно согласилась. Вот так нам удалось посмотреть ее выставку. Я восприняла ее, как будто заглянула в окно в старину, куда-то туда - в глубину веков. Игрушки были разные: одни давно сделаны и очень давно, другие совсем свежие; покорили индюки, от них веяло чем-то особым, неописуемым, недостигаемым, недоступным.
Хозяйка была на выставке. Она была очень ревнива к чужим мнениям и все ходила рядом со мной; мы о чем-то говорили, и я не смела взглянуть на игрушку. Але Трефиловой никто не мешал, и она свободно ходила по выставке и воспринимала что могла и как могла. К сожалению, это был последний день работы выставки.
Это и для меня было событие в творческой жизни, я его долго анализировала, мысленно разговаривала с Екатериной Иосифовной. Очень хотелось посмотреть, как она лепит и как расписывает. Хотелось, чтоб она прикоснулась к моей игрушке, чтоб посмотрела и поправила, если что в росписи и в лепке не так Но увы!
Да много, много ещё чего там было.
У нее много больших барынь, на них такой роскошный орнамент, смело взяты сочетания красок. Водоноски с красиво положенными рельефами-оборками и соответствующе расписаны. Крупные свистульки - они устойчивы, с особым характером. Всадники на конях - сколько гордости в их осанке! Красиво выгнуты рога у оленей. Все глубоко продумано и везде свободно положен орнамент. Игрушка очень динамична. Роскошно все, но неуловимо!
Я тогда совершенно впервые увидела большого размера рельефы, может, они были сделаны по эскизам Алексея Ивановича Деньшина? Сделаны с большим художественным вкусом, грамотно.
- Моё суженое, моё ряженое...
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 1
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 2
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 3
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 4
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 5
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 6
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 7
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 8
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 9
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 10
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 12
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 13
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 14
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 15
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 16
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 17
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 18
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 19
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 20
- Моё суженое, моё ряженое. Страница 21
- Послесловие
- Послесловие. Страница 2
- Вятские поэмы о любимой дымке
- Иллюстрации