Моё суженое, моё ряженое. Страница 14 Создающая добрую сказку
Выставка по документам Фалалеевой Л.С.

Фалалеева Лидия Сергеевна — мастерица дымковской игрушки, Заслуженный художник РСФСР

Моё суженое, моё ряженое. Страница 14

Мастерица должна чувствовать особую тайну глины, которая завораживает людей. Когда берешься за игрушку, хочется не только лепить и расписывать, хочется петь, шутить смеяться, слушать музыку. А потом на выставке ждешь того, что скажут люди, которые пришли посмотреть и пообщаться. У нас есть возможность заворожить своей сказкой. Хорошо расставленные игрушки дадут такое состояние, придадут такое настроение, что о них долго будут помнить. Выставка - это праздник и серьезный, и яркий, и нарядный. Игрушки, как живые цветы, украшают все пространство вокруг себя. Хочется говорить вполголоса, упиваясь теплом печки, хочется насладиться свадьбами, как бы примерить наряды барынь, разглядеть роскошных индюков. Интересно на выставке общаться с ребятишками, они в упор разглядывают, стараются чуть не наизнанку все вывернуть, они открыто передают все эмоции. А как прекрасно выражение милых глаз!

Хвастается:

- Мой папа на видеокассету записал всю вашу выставку. Мы лепили такого вот петуха!

- Получился?

- Да! Ну точь-в-точь такой же. И ларек вот тот, и печку, и рябину.  Хочется еще свадьбу. Про «Индюка-радугу» папа сказал: "Вятское солнышко".

После беседы все были счастливы от того, что в душе унесли частицу вятского солнышка. Всем стало теплей, добрей, появилось желание жить и радоваться жизни. Вот и заворожила своей сказкой.

Долго помнятся такие встречи. Наш игрушечный промысел имеет крепкие вековые корни, поэтому он и сближает, и согревает. Только бы не рушили, и не надрывали корешки - это очень больно; прикасайтесь, только по-умному и с чистой душой. А нам остается только тянуть свою песню, пусть не громко, но свою.

Вглядываюсь в игрушку — благодать-то какая! В ней можно увидеть весь мир: цветную радугу, голубизну неба. Как будто разглядываешь цветок, замечаешь, как упивается пчелка, набирая нектар в свое толстенькое брюшко; только не надо тревожить ее, а то своим жалом так жестко уколет, искобенит— свои не узнают.

Всю окружающую красоту разглядывают и воспринимают глаза. У меня они зеленые, но они не хуже голубых - такие же красивые. Вспомню-ка я былые годы - сколь комплиментов сыпали: "Какой взгляд! Чистый, веселый, наивный. Такой взгляд бывает только у гулящих». Ничего подобного! Не верьте! Завлекательные - да!

Завлекательные глазки

Завлекают молодежь.

Завлеку тебя речами —

Из деревни не уйдешь

Голубые глаза заметили мои зеленые. И полюбили. Голубые достались сыну. Ну и мне не обидно - зеленые у дочки. А дальше уже три внучки и внук забрали по кусочку голубого чистого неба, и внутри как бы лучики расходятся. Иногда глазки светло-голубые, а то голубизна станет плотной, глаза делаются темно-голубыми. А у одной внучки по этой голубизне приятные крупиночки - вглядываешься; и век бы не оторвался, радуешься вместе с малышом. Она вдруг почувствовала, о чем я думаю.

19. Однажды я решила пойти подкрасить брови, сделать макияж и вытянуть хоть чуть-чуть ресницы, пусть, думаю, сделают профессионально, вдруг слышу «А верхние веки получились, как у Софи Лорен». Соглашаюсь - ведь всем хочется быть красивее, привлекательнее

- У меня красивые глазки?

- Конечно.

- Очень-преоченъ?

- Да, - утверждаю, - очень–преочень.

А про себя думаю, эти голубые лучиками и кристалликами заманят и полюбят, а с ней полюбят и милую голубоглазую Россию.

Однажды я решила пойти подкрасить брови, сделать макияж и вытянуть хоть чуть-чуть ресницы, пусть, думаю, сделают профессионально. И вдруг слышу: «А верхние веки получились, как у Софи Лорен". Соглашаюсь - ведь всем хочется быть красивее, привлекательнее. Смотришь на красавиц -  какой взгляд! И самой хочется. И воображаешь, что все ладно, и хочется быстренько и незаметно взглянуть в зеркало, и быстренько немного поправить, и еще удлинить ресницы -  не беда, что природа недодала. Примерим, временно наклеим, и скажут: «Ух ты! Ничего себе!» И забудешь, что с внучкой разница в возрасте.

-Давай поправлю, бабушка!

Соглашаюсь.

20. Промысел наш сегодня живет трудно, а все-таки держится. Низкий поклон Житлухиной Светлане Георгиевне, что взялась руководить коллективом мастериц. Тут ведь характер нужен! И у нее получается, хотя она и сама хорошая мастерица. могла бы просто лепить.

И вдруг знакомый встречается.

- Ты что-то моложе стала. Вроде неделю назад видел. Что-то изменилось…

- Тогда-то я из деревни ехала, по дороге запылилась немного да по закружкам перла килограмм восемь картошки, а в автобусе на ногах стояла, за поручень держалась, как обезьяна, полдороги. А потом повезло: в том же автобусе ехала Татьяна Романова, руководитель ансапмбля "Горенка", она меня на свой рюкзак посадила - одного обеим хватило. Незаметно домчались, говорили-говорили, и вскоре город показался со своими высокими домами.

Поди разберись, где лучше. В город приедешь - хорошо, только заводской гарью пахнет, сразу в деревню повернуть хочется.

А тут я опять городской вроде стала, выпендрилась в зеленый костюм, чтоб глаза подчеркнуть, и они как бы сами проявились. И подумалось про себя: " А я еще ничего! Мои глаза я люблю, я их ценю, они помогают жит, видеть красоту окружающую". И все жду внучку Анечку: хоть бы поправила мне реснички чутъ-чуть. Только подумаешь, а она тут как тут.

- Ты меня ждала?

- Конечно! Все глаза проглядела, вдаль вглядывалась, и далеко тебя увидела. Слушай, тебе ведь скоро 16 лет, Анечка. Влюбилась что ли?

А про себя скажу: неплохо я прожила. Четырех мужчин люблю. Один - это мой отец Сергей Иванович, второй - муж Сергей Иванович, третий - сын Андрей, четвертый - внук Владушка, который объясняется в любви по двадцать раз в день. Хорошо живу! Мои глаза видят, на сколько сантиметров подрос внучек. Заметили, что волосики подравнять надо, чтоб смотреть не мешали - уберем лишнее и прическу завернем! Внук от прически похорошел, разглядывает себя, улыбается, понравился себе, понял, что и свою голову надо обиходить. Смотрят глазенки, радуются, и я довольна. И, правда, красивые у нас глаза, все видят и сами светятся.

Не стала портнихой, не шью, но ведь я леплю наряды из глины, наряжаю барынь, выкраиваю, прикидываю, примеряю и напрочь приклеиваю, и надолго из моды не выйдет, пока не разобьется, будет стоять, цвет, может, поблекнет, выцветет, но лепка останется первозданной. А пока берегу с горделивой осанкой интеллигента в цилиндре с тросточкой или мужика кудреватого, бородатого - как будто вышел из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

21. Работа работой, но и не только, выбирали меня в художественный совет, в Зональный и Республиканский выставкомы. Была я депутатом горсовета и даже была делегатом пятого и шестого съездов Союза художников России

Живя в городе, я постоянно леплю наших деревенских - всё, что мило и дорого: свадьбы, ржаные поля, стадо коров и бодливых быков, которые часто снятся во сне. С испугу просыпаюсь -  как хорошо, что сон. Есть горделивые кони, крутоло­бые бараны и козлы, хрюши с поросятами - и все это умиляет, особенно когда прикоснешься к материнству. Когда лепишь единение малышей и матери, возникает особое состояние души. А деревья от цветущей весны до глубокой поздней рыжей осени - какое это чудо!

 

 

Деревенька милая,

снишься ты во сне.

И к тебе все тянет

больше по весне.

Настроила себя вылепить «Защитников Руси Великой», а для этого прежде надо отличных коней - навить им гриву, закрутить хвосты. И я сказала себе: «Любишь, ну так напиши, хотя бы четыре строчки, как любишь своих героев».

Как тянутся руки к глине,

Хочется мять и мять,

Потом появляется грива,

хвост и стать.

 Коняшка родимый,

ты появился на свет.

Какой ты желанный,

Цены тебе нет

Есть кони и лучше моих, и хуже, а мне очень дорог тот, который родился в моем сознании и вылеплен мной. Деревенская тема постоянно не дает засиживаться на одном месте. Захлестывает свадебная тема - не просто тройки, застолье, кадрили, а еще много всего. Ржаные поля - навряд ли это придет в голову вылеплять тому мастеру, кто родился в городе. Когда мысли завяжутся узелком, то и появятся такие слова и переплетется вятская игрушка с вятской частушкой

По деревне я иду -

собаки лают на ходу,

они лают и не знают,

что я к милочке иду.

Работа работой, но и не только; выбирали меня в художественный совет, в Зональный и Республиканский выставкомы. Была я депутатом Горсовета и даже была делегатом пятого и шестого съездов Союза художников России и СССР. Выступала на 5 съезде художников России, говорила о нашем промысле.

Притяжение к нашему творчеству я много раз чувствовала, когда ко мне в мастерскую приходили люди разных профессий и, конечно, дeти. Однажды позвонил профессор Журавлев и попросил провести экскурсию для больших авторитетов медицины. Рядом была дочка Лариса, которая еще в школу не ходила. Как всякий ребенок, она стала переживать, как себя вести, когда придут чужие дяди.

22. Живя в городе, я постоянно леплю наших деревенских - всё, что мило и дорого, свадьбы, ржаные поля, стадо коров и бодливых быков, которые часто снятся во сне

Говорит:

- Вдруг будут спрашивать, где твои игрушки? Они же не поймут, что хорошие у меня еще не получаются. Ой-ой, я не знаю, где мне быть, на стуле сидеть не хочу!

-Ну давай под стол. Только не выдавай. Договорились?

В разговоре гости легко понимали, чем я занимаюсь, и как действует наша игрушка на зрителя. Говорили порядочно долго, не жалея времени. Работ у меня в семидесятые годы было от пола до потолка, целые стеллажи. Что-то удавалось, а что-то нет. Было, что показать. И если людям интересно, я времени никогда не жалею. Одним словом, дообщались до того, что доктор медицинских наук, который

изобрел барокамеру, заплакал. Ему было понятно, какое напряжение я могла пережить, создавая все то, что стояло перед глазами.

Мы говорили, а ребенок сидел под столом и слушал, и она сумела многое подсмотреть. Это знают только детки, как им удается увидеть, что за дяди были рядом с нами.

Все. Эмоциональная беседа закончилась. Гости ушли. Вылезла моя  толстушка из-под стола и говорит:

- Мамочка, я видела, какие они бородатые, усатые, правда, бородка коротенькая, а у одного голос был такой, как будто в горле горох перекатывался, ну самый настоящий мужской голос. Тебе не боязно принимать гостей?

- Нет! А чего бояться: они делают свое, а я – свое. Ну, бывает, ловишь себя на неграмотном обороте речи. Пусть принимают такую, какая я есть.

В другой раз пришел музыкант из Эстонии. И его слеза прошибла, но этого сразу, сходу. Была зима, вечер. Я лепила барыню большого размера. А её, нарядную-то, когда вылепишь, да свет если на неё падает - она стоит, как маслом облитая, столько бликов разных. Наряд ее весь переливается, и вся грация подчеркнута - все необыкновенно! Вот он и прослезился.

Однажды пришли в мастерскую три пожилых женщины из Америки. Одна попросила продать медведя. Сколько? Один доллар. Она быстро отдала мне его и вышла в коридор. Переводчица обеспокоилась, стала спрашивать, почему она ушла.

- Мало заплатила, вдруг отберут обратно.

Встреча с поэтом Виктором Боковым была необыкновенна. Появившись в городе, он не обошел и наши мастерские. А за несколько лет до этого он, отмечал свое 50-летие, и по радио я слышала передачу: меня потрясло виртуозное звучание гармони. Исполнялись частушки, для меня незнакомые, но очень хорошие. Я тут же после передачи вылепила старика с гармонью и послала юбиляру. Мне казалось, что в 50 - это точно старик с бородой, и шляпой, и гармонью.

23. Не стала портнихой, не шью, но ведь я леплю наряды из глины, наряжаю барынь, выкраиваю, прикидываю, примеряю и напрочь приклеиваю, и надолго из моды не выйдет, пока не разобьется будет стоять, цвет, может, поблекнет, выцветет, но лепка останется перв

И вот мы встретились. После встречи родились стихи, которые Боков посвятил мне, они напечатаны в сборнике его стихов. И я, прочитав его сборничек, испытала огромное удовольствие. Мы долго писали друг другу письма, это было интересно, такое общение давало мне силы для работы. Его письма я читала и перечитывала. На свою персональную выставку в Москве я пригласила и Виктора Бокова, но выставку отложили, и наша встреча не состоялась. А переписка  продолжалась. Правда, мой муж, доставая письма из ящика, как бы с неудовольствием отдавал их мне. Я решила писать пореже, а потом и само замолчалось. Но стихи его мне дороги до сих пор.


Не дремлет глина в твоих пальцах.

Лида! Ты сказочные образы творишь.

Я тайну никому не выдам —

Им рукоплещет Лондон и Париж


Ты молода. В тебе талант сверкает

И самым чистым голосом поет.

А если так, то он свергает

Всю серость и подделку под народ.


Твори, художник! Путь твой благодарен.

Не бойся лая ложных мудрецов.

Талант твой истинно народен,

Как твой земляк— художник Васнецов.


Век ныне сложен. В сказку вторгся атом.

Он сеет свет, но может сеять ночь.

Зови меня в искусстве старшим братом.

И я тебе готов во всем помочь.


Сестра моя родная, ты прекрасна!

Не требуют твои творенья виз.

Твоя душа на вещи смотрит ясно,

А ясность и народность - наш девиз!

Но куда легче общаться с людьми, которых знаешь с детства. Однажды я приехала показать выставку своим людям в деревне. Лето, тепло, светло, много народу, хотя сенокос. Все общение переплеталось с народными песнями в исполнении ансамбля «Горенка». Чувствовалось чутье благодарного зрителя. Подобное же удовольствие испытала я в Березнике, это тоже Кумёнский район. Просто хорошие люди, им говоришь и знаешь, что они-то поймут.