Моё суженое, моё ряженое. Страница 13 Создающая добрую сказку
Выставка по документам Фалалеевой Л.С.

Фалалеева Лидия Сергеевна — мастерица дымковской игрушки, Заслуженный художник РСФСР

Моё суженое, моё ряженое. Страница 13

И вот прошло семь лет с того дня, как мы стали учиться лепить игрушку, к этому времени четверых из нас, двадцати, уже уволили. В те годы, в шестидесятые, игрушка стала пользоваться большим спросом, поэтому решили пополнить наши ряды новыми молодыми кадрами. Пришла лепить и совсем молоденькая  (ей не было еще и 16 лет)  внучка Зон Васильевны Пенкиной Римма. Она попросила, чтобы я ее учила. Римма с детства видела, как все делается, ей было просто, лепила она быстро. В это же время пришла и Аля Трефилова, лепила медленно, но очень старательно углаживала. По природе она была  чистюля, аккуратность - прежде всего. У Риммы характер был напористый, уверенный, она свободно придавала шарм игрушке. Аля делала улизанную, статичную. Мне тогда понравилось общение с молодежью. Прошли годы, и снова меня попросили показать, как лепится и расписывается игрушка Гале Головиной и Вере Переваловой. И что удивительно, опять одна аккуратна, тряпочкой углаживает любой шовчик, место склеивания, а другая - как приклеит и не прикасается, как уж глинка легла, лишний раз не мнет глину. И получались: у одной - что спереди, что сзади одинаково тщательно технически отделанные, а у другой - живые и с характером. Эти мастерицы передали игрушке свой характер, и игрушки узнаваемы. Помню, на первое занятие мы поехали в Дымково посмотреть, с какого места уплывали мастерицы на лодках, а в корзинах везли игрушки на свистопляску.

Педагогика те годы (1982-1986) мне очень понравилась, я видела разных людей, разные почерки - это ведь тоже творческая жизнь. И вдруг мне предложили вести занятия в художественном училище, и я охотно о согласилась. Мне повезло - я легко справлялась с программой занятий. В основном, это зависят от самого человека, если он от природы вялый, как бы ни был талантлив, проявить себя в полную силу ему вряд ли удастся. В училище приходилось выстраивать определенную программу, вести занятия со взрослыми людьми, имеющими уже определенную подготовку - это вдвойне ответственно.

17. Выучила я одиннадцать девушек: Р. Пенкину, А. Трефилову, Л. Коробицыну, Г. Михалицыну, Л. Новикову, Л. Ушакову, Г. Головину, В. Перевалову, А. Трегубову, свою дочь Ларису и С. Ботунову - она одна работает не в промысле

Учила я и Галю Михалицыну, от нее я всегда получала теплое отношение. До чего внимательна! ИскренНе улыбнется, перемахнем с ней на ходу словом-двумя -  и хорошо. А отвлекать разговорами боюсь - работа сдельная, и ведь сына одна подымает. И как приятно - он уже много лет первым поздравляет меня с Новым годом и всегда говорит «спасибо», что маму его учила.

Выучила я одиннадцать девушек: Р. Пенкину, А. Трефилову, Л. Коробицыну, Г. Михалицыну, Л. Новикову, Л. Ушакову, Г. Головину, В. Перевалову, А. Трегубову, свою дочь Ларису и С. Ботунову  (она одна работает не в промысле).

Ученики, они как собственные дети. Если что-то не так, переживать за них приходится. Всякое замечание на художественном совете воспринимаешь. Как будто сама виновата: может, плохо научила, чего-то недодала. Но я им верю - постепенно раскроются и споют свою песню, и научат других. А я радуюсь, что никто (за исключением одной) не бросает это удивительное занятие.

Да и те, кого не учила, все прошли через внутреннюю призму, пока работала в художественном совете. Вижу их и человеческие качества и, конечно, профессиональные. Особенно хочется внимательно вглядеться в мастерицу, которая, скажем, не училась у меня, но натура ее нежная, скромная, немногословная. И пишет стихи. Это Любовь Садакова. Переложила мою персональную выставку на бумагу. Тонко почувствовать игрушку и ее создание - легко ли это? Мы, мастерицы, делаем все просто, доступно- таков наш язык. А она еще и стихами владеет - это сложнее.

Мне очень нравится Аня Лалетина, как она воспринимала игрушку, когда училась. Нравится, как сейчас работают Л. Коробицына, Л. Новикова, Л. Ушакова.

Эти ученицы проработали в промысле уже более 20 лет, у их игрушки проявился свой характер. Они с удовольствием общаются с теми, кто хочет понять игрушку, проводят экскурсии.

А у нас есть что рассказать всем, кто интересуется дымковской, расписной. Прежде всего надо приготовить глину, промесить. Но это не тесто, а земля, ее надо тонко вымесить руками. Из хорошо промешанной глины легко и приятно лепится. Потом обожжешь, распишешь. Лепится без образца, так же и расписывается - каждая заново, творчески, словно впервые, но глубоко традиционно. Когда дети смотрят, у них глазоньки горят, ручки тянутся к игрушке. Они просят дать посвистеть, а часто свиста не получается - ротиком все отверстия закроют, обмуслякают. Радешеньки, что дали в руках подержать. Рукотворная работа всегда заманчива, хочется разглядеть, проникнуть, осмыслить.

18. Моя дочь Лариса, закончив 10 классов, настойчиво заявила:

Промысел наш сегодня живет трудно, а все-таки держится. Низкий поклон Житлухиной Светлане Георгиевне, что взялась руководить коллективом мастериц. Тут ведь характер нужен! И у нее получается, хотя она и сама хорошая мастерица, могла бы просто лепить. Надеюсь, что придут получше времена и промысел наш опять расцветет.