Моё суженое, моё ряженое. Страница 6 Создающая добрую сказку
Выставка по документам Фалалеевой Л.С.

Фалалеева Лидия Сергеевна — мастерица дымковской игрушки, Заслуженный художник РСФСР

Моё суженое, моё ряженое. Страница 6

Когда мне было семь лет, в семье не было разговору, что надо идти в школу. Однажды я проснулась, никого дома не было, в ситцевом платьице босиком вышла на улицу.

По нашей деревне из окрестных деревень вереницей с шумом, гамом, вприпрыжку, играя в догонялки, неслась ватага школьников с холщовыми сумками.

Моя двоюродная сестренка, постарше на два года, сунула под мышку мне трепаную книгу, положила осенние рыжие листочки, сорванные ветром с дерева, схватила за руки, и мы бегом побежали вместе со всеми в школу.

Школа была заперта на большущий висячий замок. Долго ждали учительницу, и у меня не было сил стоять, ноги напрочь замерзли. Меня трясло от холода. Замерзла, и никакой не было мочи терпеть. И я решила бежать домой. Боялась одного - засмеют. И думала: убегу, как стригану вдоль деревни, мне уже все равно, никто не догонит.

Решила бежать. И вдруг появилась учительница.

- Кто в первый класс, пойдемте за мной.

9. Очень понравилось в школе, и, просидев два часа, радостная, притопала домой...

Место определилось за последней партой. Очень понравилось в школе, и, просидев два часа, радостная, притопала домой. Знала, в каком поле жала рожь мама, передохнув, побежала к ней. Ну с кем же еще могу поговорить? Только с мамочкой! Детская душонка рвалась и трепетала. Взахлеб рассказывала, как хорошо в школе, какая умная (только могла бы быть красивее) учительница.

Старалась хорошо учиться, но как-то не получалось быть среди хороших учеников. Как тут будешь ударницей, если в диктанте в слове «красноармеец» я сделала три ошибки.

Учительница рывком сбросила мамину шаль с моих плеч и долго трепала меня, зло крича:

- У тебя полон дом красноармейцев! А ты не можешь правильно написать!

Деревенские дети учились и очень много помогали по дому: мыли полы, чистили картошку, пилили и кололи дрова, копали и садили картошку, все время копошились на грядках с родителями. Школа - школой, а домашние дела отвлекали здорово.

Зимой родится теленок, принесут его в избу - он еще мокрый и курчавый. И мы часами следим за ним, как он коряжится, старается встать на ноги, а они, как ходули, не слушаются. Немного укрепится - и прыгать надо, зад заносит в сторону, подкашиваются ноги, а лежать не хочет. Вот куда уходило время, и не жалко было; Те, кто не видел всего этого, много потеряли. С осени пропускали уроки потому, что караулили коров. Зимой - то валенки прохудятся, то хворь какая-нибудь простудная привяжется.

Было много пропущено уроков, особенно в шестом классе. Заболел у брата сыночек, ему всего было 8 месяцев от роду, меня вместе с ним положили в больницу, и я ухаживала за ним всю третью четверть - ни оценок, ни знаний. У многих родителей было такое мнение - книги не накормят, главное - ремесло. А учиться очень хотелось.

Я часто из Кумён ходила одна. Помню, зимой была пурга: ни неба, ни земли не видать. Снег то подымало в небеса, то все рушилось сверху вниз и все перемешивалось и заваливало дорогу, протоптанную лошадьми. Куда ни ступишь - все по колено- Это страшно. Потерял дорогу - быстро устаешь в сугробах, и выматываешься, и теряешь силы. В такую погоду однажды я шла из школы.

Навстречу мне из деревни Козлы (10 км от Кумён) бабушка несла внуку хлеба в школу, так она не дошла, сбилась с дороги, ушла в сторону и погибла, по весне из снегу вытаяла.

Когда я добралась до дому, мама бросилась ко мне, долго гладила, целовала и плакала. Были такие морозы, что через телогрейку насквозь продувало, а мороз находил всегда место, за что ущипнуть, и толсто подшитые валенки тоже не спасали.

Бывало, ходила по полю, а там встречались лисы - пужливые больно были - охотились за мышами. Притаятся, высоко подпрыгнут и резко мордочкой в снег, шустро работают передними лапками - и обушмаренная мышка поймана. И лиса снова тихо-тихо идет, потом как бы замирает и резким рывком - прыжок вверх и снова мордочкой в снег. Наблюдать за ней было удивительно интересно, но только она тебя заметит - мигом исчезнет, и жди, когда увидишь этот сказочный хвост.

На снегу было много следов разных птиц, зайцев, вот и гадай, откуда пришел и куда ушел -  все запутано.

Рыжие белочки с дерева на дерево прыгают, только шишки летяг. Ворона, перелетая с ветки на ветку, как клуша, плюхнется, так разом снег с дерева стряхнет, и чувствуется - тяжесть-то какая! Ком за комом повалится, и прибьются к земле, зато живому дереву становится легко.

Оно ведь как бывает в природе-то? Тихо, тихо, как будто все замерло, тишина покой, собачий лай далеко слышно, под копытами лошадки скрипучий снег, чем быстрей бежит, тем звонче, под копытами снег искрится, разлетаясь по сторонам веером.

В морозы тяжело. Ну а чем лучше в половодье? Весна, с полей бежит в лога лавиной талая вода. Если не снимешь валенки, вода заливается за голенища, и жулькай в ледяной воде, хоть и выльешь - все равно не поможет. Решали: лучше снять валенки, перебежать по ледяным лужам - и в сухие обувки. После этого ноги горят. Легко было льдинками порезать и поцарапать кожу у ног - приятного мало. В марте по утрам ходили по насту напрямик, бежишь - только свист стоит, легко и быстро,  полчаса - и в школе.

В глубокую осень грязно, темно, уроки были до 8 часов вечера, когда учились во вторую смену. Зажигали тряпку, пропитанную соляркой, клали в металлическую банку, так и светили.

Что тянуло в 8-й класс? Ведь платить еще надо было за учебу. Огромное было желание учиться в 8-м классе, ведь изучали анатомию. Врачом я точно не буду, но знать хочу, что внутри человека, где желудок, сердце, печень и все остальное. Восьмой закончила - подумалось, как важно вели себя десятиклассники; глянь, какие умные и держат себя степенно, и я хочу быть такой. Любила почему-то эк­замены. Готовлюсь, переживаю, прыгаю, как стрекоза, а вот на экзамене первая справлялась с математикой и с достоинством и уверенностью уходила из класса. Нравилась астрономия, может потому, что учительница была необыкновенно ин­тересна - приехала в Кумёны из Питера; в чем-то хотелось быть похожей на нее. Получала только 5, ниже нельзя - уже самолюбие забирало. Так же получилось и с рисованием, только жаль, что не профессиональный художник был учитель и рисовали на свободную тему.