Моё суженое, моё ряженое. Страница 8 Создающая добрую сказку
Выставка по документам Фалалеевой Л.С.

Фалалеева Лидия Сергеевна — мастерица дымковской игрушки, Заслуженный художник РСФСР

Моё суженое, моё ряженое. Страница 8

Жила я у тети Нади, сестры моего отца. В ней таилось все: душевная теплота, доброта, и вдруг она становилась неузнаваемая. Хозяйка она была хорошая, в доме чистота и порядок, по субботам всегда ходили в центральную баню, ходили полоскали белье на ул. Дрелевского.

С утра пили чай с булочкой с маслом, на обед - два пирожка с повидлом, ну а вечером - что бог подаст; несугатно на столе, предельно скромно.

Проработала я три дня, и меня первую поставили в список - ехать копать картошку в Оричевский район на целых два месяца. Уехали в сентябре, в ноябре в грузовой машине на брошенной соломе привезли обратно. Никому не пожелаю испытать это удовольствие. Спрыгнули из кузова грузовика - ни руки, ни ноги не гнутся. Выпал уже снег, и в телогрейке было зябко, зуб на зуб не попадал.

10. Проходила мимо Дома художника, увидела объявление на стеклянной двери, где было написано: принимаются ученики  на мастериц Дымковской игрушки...

А в декабре с землеустроителем на стройплощадку отправили нас на улицу Труда. 30, там отвели место для мастерских.

8 марта вывели на самостоятельную работу. Срок ученичества закончился. Прошло полгода, и меня из города выписали - временная прописка кончилась. С работы не уйдешь - надо делать план. Вот уж страдания, так страдания! Зайдешь к начальникам - там так смеряют с ног до головы! Куда мол в город, поезжай в деревню! Помог решить проблему мой брат Саша.

К работе требования были очень жесткие: не будете творчески работать - мы с вами расстанемся. И правда, через два года из 20 принятых четверых уволили. Учила нас Зоя Васильевна Пенкина лепить животных и барынь. Художники требовали находить свои любимые сюжеты, чтобы и традиционные игрушки не были похожи на игрушки других мастериц.

Я с ходу решила: буду лепить в космических кораблях собачек - самая современная тема. После б часов вечера все расходились по домам, а я сидела вечером на работе. Космическая тема получилась очень примитивно: пенсионеры с  пенсионной книжкой и инвалид воины с одной ногой. Показала скульптору Рязанцеву, он внимательно посмотрел и долго говорил, что такое традиции в игрушке. Сказал: "Все это изомни и никому не показывай". Я поняла: делать надо самое земное и человеческое.

Однажды я заболела, выписали мне таблетки. Я боялась тете Наде признаться в этом. Потихоньку сходила в аптеку -  благо недалеко, один квартал всего. Но ушла-то я как бы в туалет (он был на улице), проходила минут 10. А тетя Надя и спрашивает:

- Где была? Долго что-то. 

Поутру к 7 часам я бегала за молоком на рынок, там вовсю уже торговали. Интересно было наблюдать: чего-то тащат, везут, несут, но покупатели ходят с достоинством.

Улица Ленина - центральная, народу много всякого на работу спешит, ну и смотреть одно удовольствие. Женщины зимой в шубах китайских: широченные, как балахоны, расклешенные, длинные. Я прикидывала: это, наверное, богатые. На такую шубу, если я и заработаю - носить будет неловко. Да и как в магазин зайти и сказать "шубу надо"? И где-то тихонько как бы говорит мне кто-то: это не для тебя. Понимаешь?

Удивляло, что под ручку ходят, если любят друг друга, уж больно в открытую. А потом и самой захотелось, кто бы меня поддержал за локоточек, устойчивее бы идти, да и в обиду не дал бы, наверное. Это хорошо.

Наблюдала за окнами: у многих были светлые строченые занавески, а позднее, через года 2-3, окна стали светиться: то золотистая ткань, то розовая, то слегка голубая, то цветные ткани.

Дома стали нарядные, ожили как бы. Днем работа - насидишься, так тянуло на улицы - просто побродить, понаблюдать за прохожими: все такие разные.

Рядом с нами был стадион "Трудовые резервы". Иногда дядю Васю упрашивала; пошли на соревнования посмотрим. Стояли по колено в снегу, тепло одетые, в ватных штанах и он, и я. Приезжали спортсмены из разных стран. Особенно мне нравилось фигурное катание - какие там были костюмы! Как виртуозно, легко катались - удивительное зрелище! В деревне я бы никогда не увидела. И не только фигурное катание, но и на скорость на приз Кирова. Позднее самой захотелось попробовать. Я ходила на стадион "Динамо", каталась тихонько - и то удовольствие. Кто-то спихнет в снег, кто-то ногу подставит, ну а кто-то и поможет и предложит: ну, давай научу - и это так здорово! Успехи были небольшие, но как это приятно - стоять на коньках.

Зиму и лето я прожила у брата Саши. Вот уж где уют! Вот наслаждение. Всего-то 17 квадратных метров, и тут и кухня, и трое детей, и теща, и сестра у снохи - и никого нет лишнего. В кровати трое: бабушка, дочка маленькая ну и я, спали "валетом": две головы в одну сторону, одна - в другую. И никакого невроза. И никто никому не мешал. Утром все расходились по своим делам, а вечером все уже знали, как у кого день прошел.

С сестрой снохи мы ходили в кино, на танцы, много читали вечерами, выписывали журналы, газеты. Круг знакомых расширялся. Летом ходили в Заречный парк, в лес за ягодами, за грибами, не пропустили ни одного ледохода. А зимой отправлялись в Заречный на лыжах. По-деревенски - это как бы не делом занимались. Вот что придумали: ходить по лесу на лыжах, что, больше делать нечего?

Потом я поселилась в деревянном доме у сестры. У нее был уже ребенок и постоянно навеселе муж, который говорил мне:

- Я не на двух женился, на одной.

Я старалась уходить в отпуск зимой и уезжать, не торчать на глазах. А летом жила в дровянике, где бегали крысы, мыши и прочие гады. Соседи говорили: "Наверное, со шпаной связана, хорошая не будет спать в дровянике".

И вот наконец появился жених и привел в свою семью. Нас много было комнате: родители, бабушка, брат с женой и ребенком, три сестры и мы вдвоем. Через год родился Андрей, приехала моя мама. А через стенку жили двое соседей. Кухня общая и общий туалет. И все взрослые, кроме меня, - шинники, работали в четыре смены. Кто-то из них приходит около двух ночи с работы, кто-то поспевал к часу ночи, утром вставали в 5 часов. Это было что-то невозможное, денег вечно не хватало, а это ужасало - еще не забылось военное время. Как было отвязаться от этой нужды? Только работать и зарабатывать. Самая дорогая оценка за игрушку - 2 руб. Это - за вновь придуманную композицию, а в основном 82 коп. - конь, барыни - 1 руб. 20 или 1 руб. 50. Как тут быть состоятельным?

Только благодаря огромному усердию можно чего-то было добиться. Надо было не только выполнить план, но придумать что-то новое. Тянуло в музей, на выставки художников, в выставочные залы. Хотелось общаться с сотрудниками музея, с художниками. В мастерские приходили люди разных профессий. Общение с ними тоже давало много новых мыслей: ведь глупые к нам не приходят.